Условные конструкции в Java позволяют программе выполнять разные действия в зависимости от условий. Основные условные конструкции — это if
, else if
, else
, а также switch
. Они используются для того, чтобы контролировать, какой код будет выполнен в зависимости от значений переменных или результатов выражений.
Конструкция if
if
проверяет условие, и если оно истинно (равно true
), то выполняется код внутри блока if
.
Синтаксис:
if (условие) {
// Код, который выполнится, если условие истинно
}
Пример:
int age = 18;
if (age >= 18) {
System.out.println("Вы можете голосовать.");
}
В этом примере, если значение переменной age
больше или равно 18, программа выведет сообщение "Вы можете голосовать."
Конструкция if-else
Если требуется выполнить один блок кода, когда условие истинно, и другой, если оно ложно, используют else
.
Синтаксис:
if (условие) {
// Код, который выполнится, если условие истинно
} else {
// Код, который выполнится, если условие ложно
}
Пример:
int age = 16;
if (age >= 18) {
System.out.println("Вы можете голосовать.");
} else {
System.out.println("Вы еще не можете голосовать.");
}
В этом случае, если age
меньше 18, будет выведено сообщение "Вы еще не можете голосовать."
Конструкция if-else if-else
Иногда нужно проверить несколько условий последовательно. В этом случае используют цепочку if-else if-else
.
Синтаксис:
if (условие1) {
// Код, если условие1 истинно
} else if (условие2) {
// Код, если условие1 ложно, но условие2 истинно
} else {
// Код, если все условия выше ложны
}
Пример:
int score = 85;
if (score >= 90) {
System.out.println("Отлично!");
} else if (score >= 75) {
System.out.println("Хорошо!");
} else if (score >= 50) {
System.out.println("Удовлетворительно.");
} else {
System.out.println("Попробуйте еще раз.");
}
Здесь:
- Если score
больше или равно 90, выведется "Отлично!"
- Если score
от 75 до 89, выведется "Хорошо!"
- Если score
от 50 до 74, выведется "Удовлетворительно."
- Если ни одно из условий не выполнено, программа выведет "Попробуйте еще раз."
Конструкция switch
Конструкция switch
удобна, когда нужно проверить значение переменной на соответствие нескольким конкретным значениям. Она работает быстрее и компактнее, чем последовательность if-else if
, особенно если проверяется одно и то же значение.
Синтаксис:
switch (переменная) {
case значение1:
// Код, если переменная равна значение1
break;
case значение2:
// Код, если переменная равна значение2
break;
// ...
default:
// Код, если ни одно из значений не совпадает
}
Пример:
int day = 3;
switch (day) {
case 1:
System.out.println("Понедельник");
break;
case 2:
System.out.println("Вторник");
break;
case 3:
System.out.println("Среда");
break;
case 4:
System.out.println("Четверг");
break;
case 5:
System.out.println("Пятница");
break;
case 6:
System.out.println("Суббота");
break;
case 7:
System.out.println("Воскресенье");
break;
default:
System.out.println("Некорректный день");
}
В этом примере, если переменная day
равна 3
, программа выведет "Среда". Если значение переменной не совпадает с ни одним из вариантов, будет выполнен блок default
, который выводит "Некорректный день".
Итог
if
проверяет условие и выполняет код, если оно истинно.if-else
добавляет альтернативный блок кода, если условие ложно.switch
используется для проверки на конкретные значения и предпочтителен, если есть много вариантов для одной переменной.